Что желают перед полетом на самолете. Суеверия, приметы и поверья в авиации Почему летчики не фотографируются перед полетом

Кому не доводилось слыхать, что летчики, пилоты и стюардессы - народ очень суеверный. Поэтому с авиа-жизнью и самолетами связано огромное множество всяких поверий и примет... Доходит даже до абсурда: когда авиаперсонал увольняют за пренебрежение к каким-то из них.

Это – не шутки. По статистике, каждый год авиакомпании отменяют множество рейсов именно из-за неблагоприятных знаков. То, что для посторонних не имеет никакого смысла, «зловеще» предупреждает работников сферы, связанной с авиаполетами: самолет в воздух поднимать нельзя. И речь тут - вовсе не о погодных условиях.

Вот, некоторые из них суеверий, которые бытуют в авиа-сфере:

    Во-первых, тут никогда не употребляют в отношении рейса слово «последний», только «крайний»: крайний рейс такого-то самолета.

    Если перед рейсом в салон, кабину пилотов или в грузовой отсек залетела птица, это – не к добру.

    Первые дни августа и сентября, вообще, считаются неудачными для авиа перелетов и самолетов.

    Во многих отечественный авиакомпаниях перед сложными рейсами пилоты не бреются. И руководство с этим давно смирилось: на непростом маршруте, точно, лучше заросший пилот, чем раздраженный.

    Нельзя ругать крылатую машину.

    Также нельзя играть на борту в азартные игры: проиграешь свою «авиа-удачу» на этом самолете.

    А поднимать палец в небо, особенно, средний – это, вообще, «ни в какие ворота»: погода обидится, испортится и отомстит.

Свои поверья существуют и в военной авиации. Например, летчики ВВС никогда не положат фуражку козырьком вниз, только вверх тульей. Потому, что козырьком вниз кладут фуражку погибшего товарища.

Нельзя склеивать модельки самолетиков: считается, что это - нечто сродни вуду и может привести к катастрофе реального самолета. Особенно, если на модели есть бортовой номер или какие-то другие опознавательные знаки.

Существуют и позитивные приметы. Чтобы предстоящий полет прошел благополучно, главный механик должен обязательно погладить самолет по крылу, баку или другой части. Стюардессу, которая находит в салоне самолета после авиарейса женскую серьгу, ждет большая удача. А, вот, забытая детская игрушка – напротив, к слезам.

Слабый пол всегда отличался легковерием и мнительностью. Приметы хозяек самолетов, которые обслуживают полеты – отдельная тема:

    Считается, что на борт самолета должен первым ступить мужчина.

    Если сломался замок на багажном отделении или на чьем-то чемодане, это – к деньгам.

    Если на рейсе кто-то заболел или умер, это сулит летательному судну долгую и безопасную авиажизнь, поскольку такой пассажир уже забрал с собой неудачу, которая предназначалась для самолета.

    Если в авиа-полете кого-то стошнило, это – хорошо, - говорят стюардессы. Значит, по прибытию на место кого-то ждут веселые приключения.

    Если самолет попал в болтанку или шторм, надо позвенеть стеклянными стаканами, и все «устаканится».

Люди, чья профессиональная деятельность связана с риском, всегда стараются договориться с «потусторонними» силами и с госпожой Удачей

Особенно много профессиональных суеверий у летчиков, цирковых артистов, парашютистов. Часто стараются договориться с судьбой также врачи и спортсмены: первые - чтобы избежать роковой ошибки и не принести вреда пациентам, а вторые - чтобы достичь победы над соперником.

Фото с сайта mil.ru

Летчики: не бриться перед полетом!

Многие летчики придерживаются этого правила: в день полета нельзя бриться. Если игнорировать примету - может произойти поломка или другая неприятность. Кроме того, летчики свято соблюдают несколько других правил, которые человеку, далекому от авиации, могут показаться нелепыми.

  • Цветы, растущие на летном поле, ни в коем случае нельзя рвать.
  • Запрещается выходить из кабины впереди командира.
  • Нельзя пинать ногой колесо самолета.
  • Под строгим запретом - слово «последний», обычно говорят: «крайний полет».
  • Плохой приметой считается, если кто-то из членов экипажа вдруг спотыкается или вообще падает.
  • Некоторые пилоты избегают отправляться в рейс в последних числах августа и в самом начале сентября - утверждают, что в эти дни вероятность поломок выше всего.
  • Самое страшное - это залетевшая перед полетом в самолет птица. Такая примета - к катастрофе.

Фото с сайта pixabay.com

Парашютисты: нельзя фотографироваться!

Если перед тем как прыгать с парашютом сделать снимок - удачи не будет, и вообще все может закончиться очень печально. Такой снимок называют - «на памятник». Кроме того:

  • Нельзя допустить, чтобы парашютист ушел домой, сделав круглое число прыжков. Например, прыгнув в сотый раз, он обязан в тот же день сделать хотя бы еще один прыжок.
  • Это правило относится и к случаю, когда основной парашют по каким-то причинам не раскрылся и возникла необходимость воспользоваться запасным: парашютист, приземлившись, должен тут же подняться в воздух и прыгнуть еще раз.
  • Если парашют был надет три раза, но прыжок так и не состоялся, парашют следует обязательно переложить заново.
  • Правило не говорить слово «последний» относится и к парашютистам.

Цирковые артисты: похороны к удаче, а свадьба - к провалу

Отправляясь на гастроли, цирковые радуются, если встречают похоронную процессию: это всегда приносит аншлаги и хорошие сборы. А вот встретить свадьбу - не к добру: большая вероятность провальных гастролей. Удивительно, но эта примета работает, спросите у любого циркового. Есть и другие верные приметы:

  • Нельзя допустить, чтобы афиша лежала на диване, кресле или кровати. Афиша должна работать, то есть висеть на стене и привлекать зрителей, а не отдыхать. Еще хорошо подстелить одну афишу, например, в гостиничном номере или вагончике, в котором живут артисты, и активно топтать ее ногами: тогда так же активно зритель «повалит» на представление.
  • К манежу относятся очень уважительно: на него запрещено выходить в той же обуви, в которой ходили по улице. Нельзя поворачиваться к манежу спиной. Артисты избегают также проходить через центр манежа без крайней необходимости.
  • Артисту, идущему выполнять номер, нельзя переходить дорогу.
  • Нельзя грызть семечки в здании цирка.
  • Нельзя говорить «последний». Только «крайний» - как и у парашютистов, летчиков и пр.
  • Чтобы цирковые животные не болели - на их клетки прикрепляют красные тряпочки и ленточки.

Кадр из сериала «Доктор Хаус»

Врачи: не надо рыжих пациентов!

Говорят, врачи недолюбливают пациентов с рыжим цветом волос. Это может показаться необъяснимым, но сами рыжие понимают, в чем дело: у таких пациентов чаще, чем у других, встречаются различные аллергические реакции на лекарства и противопоказания, так что их лечить сложнее. А чего еще боятся врачи?

  • Если в первый час дежурства произошло что-то тяжелое или, наоборот, забавное, - подобный случай обязательно повторится в течение смены.
  • В роддомах ждут, чтобы первой в новом году родилась девочка: это сулит удачу и везение на весь год.
  • Если поменяться дежурствами - смена обязательно получится тяжелая и хлопотная.
  • Нельзя желать врачу ни доброго утра, ни спокойной ночи, ни хорошего дежурства: это одна из самых верных плохих примет! Если пожелали - точно не будет ничего хорошего.

Спортсмены: никаких женщин в автобусе!

Отправляясь на игру, мужские команды футболистов, хоккеистов, баскетболистов никогда не берут в свой автобус женщин. Женщина к несчастью - не только на корабле! А вот еще несколько верных примет:

  • Бутсы, которые принесли игроку удачу, нельзя выбрасывать, даже если они совершенно непригодны и совсем развалились.
  • И вообще, каждый футболист должен готовить свои бутсы перед игрой самостоятельно, не давая прикасаться к ним посторонним.
  • У многих футболистов, как и у фигуристов, есть своя счастливая примета, с какой ноги начинать, когда надеваешь бутсы (коньки) и какой ногой сначала ступать на поле (каток).
  • Если баскетбольный матч выигран - победившая команда старается срезать с колец сетку: это поможет сохранить удачу.
  • Пока длится турнир, многие спортсмены не бреются и не стригутся. Этого нельзя делать до тех пор, пока команда не одержит победу. Ну, или пока не вылетит.

Может быть, все эти суеверия покажутся глупыми и смешными, но только не тем, кто ежедневно рискует своим здоровьем и жизнью, а также несет ответственность за здоровье и жизни других.

У авиапассажиров есть традиция - хлопать в ладоши при приземлении самолёта. Опрос компании «Туту.ру» показал, что не все являются сторонниками такого выражения чувств. Однако традиция эта старая, прочная и едва ли не единственная, применяемая на борту. А вот примет, касающихся полётов, гораздо больше.

«Туту.ру» поинтересовалась у более чем 5 тысяч авиапассажиров, как они относятся к традиции аплодировать лётчикам сразу же после приземления самолёта? Чуть больше половины опрошенных (53%) рассказали, что являются сторонниками этого действия и хлопают в ладоши. Выяснилось, что 37% делают это всегда, считая это формой благодарности экипажу самолёта, а 15% готовы аплодировать, только будучи в хорошем настроении. Ещё 22% летающих категорически против этой традиции - сами не хлопают и не одобряют рукоплескания соратников по рейсу.

Как уже сайт, эксперты по полётам убеждены, что хлопают в ладоши лишь те авиапассажиры, что летают редко. Мы решили узнать, какие ещё традиции связаны с авиапутешествиями. Оказалось, что их много, но трактовать их истинные знатоки предпочитают как приметы, корни которых уходят в суеверия.

Что стоит знать авиапассажиру

Под запретом в период полёта и незадолго до него находится целый ряд невинных, казалось бы, действий. Например:

Нельзя, говоря о полёте, произносить слово «последний» (заменять на «крайний»);

Нельзя перед полётом бриться и стричь ногти; нельзя бриться также и непосредственно в полёте;

Запрещено тыкать пальцем в небо - погода будет нелётная;

Нельзя говорить гадости про самолёт, аэропорт, экипаж и прочие службы обеспечения полётов - к аварии;

Нельзя делать селфи на фоне самолёта перед взлётом;

Нельзя шить перед рейсом;

Нельзя возвращаться домой за забытыми вещами;

Нельзя надевать что-либо наизнанку;

Нельзя рассказывать о путешествии без крайней на то необходимости (чтобы не сглазили).

unsplash.com/Arnel Hasanovic

Надо надеть в полёт вещь, которая уже летала как минимум однажды;

Если самолёт попал в тряску, то следует позвенеть перевёрнутыми бокалами - тряска быстро закончится;

Серьгу найти на самолёте - к большой удаче;

Если на борту раскрылся чемодан или сумка, просыпались вещи - к деньгам;

Самолёт в иллюминаторе летит в ту же сторону, что и ваш - хорошая примета, навстречу - наоборот;

Если рассыпалась соль на борту, то непременно надо посыпать ею через левое плечо, иначе жди убытков;

Если во время перелёта соседа стошнит - к приятным приключениям в пункте прилёта;

Билеты лучше покупать, не контактируя с людьми, - через Интернет.

Приметы пилотов

Fredrik von Erichsen/dpa/Global Look Press

Пилоты - люди храбрые, но суеверные. На вооружении у лётчиков весь арсенал суеверий для пассажиров и плюс ещё свои, «профессиональные» приметы:

Нельзя класть фуражку на козырёк, только на тулью;

Нельзя делать прогноз относительно времени прилёта обратно;

Нельзя собирать цветы на аэродроме;

Нельзя приносить на борт белые или красные цветы;

Нельзя прибывать к самолёту и уезжать с полётов на пожарной машине или в карете скорой помощи;

Нельзя на борту произносить слово «собака»;

Нельзя произносить число 13 вслух перед или во время полёта. В России нет рейсов с номером 13 и нет таких бортовых номеров;

Споткнуться, заходя по трапу на самолёт, - трудный рейс;

Катастрофа одна не приходит - за первым крушением последуют ещё два;

Конец августа, начало сентября несчастливое время для авиации;

Мёртвую птицу увидеть по пути на рейс - плохая примета;

Если при взлёте луна в правый борт светит - к деньгам;

Фюзеляж поцарапать по ходу самолета - долго и исправно будет работать;

Если кошка в самолёте играет - к попутному ветру;

Если на борту кот стал мяукать - к трудному пути;

Радугу перелететь - к прибыли.

После приземления пилот должен очистить свои карманы, чтобы сохранить везение.

В поле деятельности стюардесс

Str/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Такие же участники полёта, как пилоты и пассажиры. И у них тоже есть целый ряд примет, по большей части всё-таки оптимистичных:

Случайно разлить напитки на борту - к деньгам;

Еда опрокинулась на пассажира - к удаче;

Первый взошёл на борт мужчина - рейс будет гладким;

Веник в самолёте должен стоять помелом вверх - к прибыли;

Стюардессе потерять серьгу на самолёте - к деньгам, потерять перед рейсом за пределами самолёта - к неприятностям;

Помахать веником за бортом до взлёта - к попутному ветру, но только если сразу после этого веник убрать до конца полёта;

Уронить веник за борт - плохая примета;

Найти детскую игрушку - к несчастью;

Пассажир украл что-то на борту - от самолёта уходит удача;

На пустых креслах привязные ремни следует сложить крест-накрест перед взлётом - ублажить духов полёта;

Умер пассажир во время полёта - удача самолёту на длительный период, поскольку всю неудачу покойник забрал с собой на тот свет.

В основе авиационных примет и суеверий лежат тысячелетние наблюдения мореплавателей, путешественников и торговцев. Для тех и других одинаково важно толкование знаков, касающихся погоды, прибыли, состояния судна. Но есть, и не так давно замеченные, подчас необъяснимые, закономерности, имеющие прямое отношение к самолетам, так сказать, «современные» приметы. Кроме того, существуют «личные» приметы, которые действуют только для определенного человека.
Здесь представлено наиболее полное собрание авиационных примет и суеверий.

Фюзеляж поцарапать по ходу самолета - долго и исправно будет работать.

Никогда не класть фуражку на козырек, только на тулью.

Серьгу найти на самолете - к большой удаче.

В полет обязательно одевать уже «летавшую» вещь.

На удачу - выкурить перед рейсом полсигареты, после рейса докурить, или надкусить что-то, а после рейса доесть.

Когда взлетел, если луна в правый борт светит - к деньгам.

Никогда не ругать самолёт, иначе сломается.

Не показывать никогда пальцем в небо, к плохой, нелетной погоде.

Нельзя фотографироваться перед полетом.
- Нельзя возвращаться домой за забытыми вещами.

Споткнуться заходя по трапу на самолет - трудный рейс.

Нельзя загадывать, говорить время прилета обратно на базу.

Если на борту раскрылся (сломался) чемодан или сумка - к деньгам.
- Случайно разлить напитки на борту - к деньгам (стюардесс.).

Не шить перед вылетом никакие вещи. Не только пуговицы, но и вообще не заниматься шитьем.

Не хватило кому-то столовых приборов - нехорошая примета (стюардесс.)
- Не надевать что-либо наизнанку.

Никогда не рвать цветы на аэродроме.

Самолет в небе встретить, который в ту же сторону летит - хорошая примета, навстречу - наоборот.

Если первым из пассажиров на борт зайдет мужчина, рейс будет легким (стюардесс.).
- Нельзя бриться в полете.

Нельзя стричь ногти перед вылетом.

Никогда не приезжать на полеты и не уезжать с полетов на пожарной или санитарной машинах.

Не использовать слово "последний", ни в какой конфигурации (синоним «крайний»).

Если рассыпалась соль на борту, обязательно посыпать ею через левое плечо, иначе убыток будет.

Мертвую птицу по пути на рейс увидеть - плохая примета.

Веники, метлы, в самолете должны стоять помелом вверх, тогда самолет прибыль приносить будет.

Потерять стюардессе серьгу на самолете - этот борт самым прибыльным будет, не на самолете потерять - к неприятностям в полете.

Если в небе непогода и самолет сильно трясет, нужно немного позвенеть перевернутыми пустыми бокалами.

Древняя примета пришла в авиацию от мореплавателей.Если помахать метлой или веником за бортом, до взлета - будет попутный ветер, затем его нужно убрать до конца полета. Ни в коем случае не ронять веник за борт - плохая примета.

Если кошка на борту в игривом настроении - к попутному ветру.

Если на борту корабля размяукается кот, это предвещает трудное путешествие

Радугу перелететь - к прибыли.

Считается, с вещью украденной с борта уходит часть удачи.

Еще одна примета древних мореплавателей, на борту корабля нельзя произносить слово «собака», до сих пор в некоторых прибрежных районах запрещено брать на борт собаку.

Если на борту груз 200, грузчикам не проникать за гробом через багажный отсек, а входить и выходить через салон самолета.

Если на борту с грузом 200, летит нечетное число людей - к скорой смерти одного из них.

Если происходит задержка вылета, когда груз 200 уже на борту - плохая примета.

Конец августа, начало сентября несчастливое время для авиации.

И, наконец, руна путешественников

Свои профессиональные приметы есть у представителей каждой специальности – будь то врачи, военные или предприниматели. И такая область, как пассажирская авиация, тоже не обошлась без некоторой доли мистических утверждений.

Все авиационные приметы делятся на несколько категорий . Первая – это те вещи, которые во многом зависят от самих людей. Как правило, они предельно конкретны и больше похожи на четкие указания, чего нельзя делать, а что – можно. К примеру, пилоты не ругают свою машину, особенно находясь в ней - иначе самолет может «обидеться» и сломаться. Да и вообще за речью у авиаторов принято следить и употреблять слова очень осторожно. Например, прилагательного «последний» по отношению к рейсу или рабочему дню вы никогда не услышите – вместо него говорят «крайний». Нежелательно озвучивать и предполагаемое время прилета обратно на аэродром – велика вероятность, что в пути произойдет что-то неприятное.

Довольно много примет связано с фотографиями. Так, многие работники авиации категорически отказываются «запечатлевать себя» перед полетом. Кстати, это нелишне принять к сведению и пассажирам – если не хотите вызвать лишнюю нервозность, до окончания рейса не стоит снимать салон и экипаж. Со своими самолетами пилоты также фотографируются крайне редко. Но последнее - не столько примета, сколько традиция, имеющая свое логическое объяснение.

Многие подобные обычаи берут свое начало из советской авиации, причем часто из военной. А в те времена и в той сфере за съемки самолетов, вертолетов и прочей техники, находящейся на страже оборонных рубежей, можно было даже попасть под суд. Во всяком случае, дотошный допрос и пристальное наблюдение за действиями нарушителю было обеспечено. Так и обозначилась немудреная логическая связь: «Фотографировать технику – значит, привлечь к себе повышенное внимание начальства». А последнее, как известно, редко оборачивается чем-то хорошим. Вот так и получилось, что в несколько измененном и упрощенном виде это утверждение дошло до наших дней.

Свои приметы есть не только у пилотов, но и у стюардесс . Например, от прекрасных бортпроводниц часто можно услышать следующее: перед полетом нельзя шить. Ни в каких формах – ни заштопывать дырки, ни прикреплять на место отлетевшие пуговицы. Плохим признаком считается и вещь, надетая наизнанку. А вот отправляться в рейс в том, в чем вы уже летали - напротив, хорошая традиция, которую стараются соблюдать.

Собираясь в рейс, лучше дома ничего не оставлять и не забывать. Вернуться за какой-либо вещью – весьма нехорошая примета: в этом авиаторы солидарны с остальной частью населения. Сразу несколько примет связано с украшениями – в частности, с серьгами. Если стюардесса теряет эту вещь на борту – самолет будет прибыльным. Если же ювелирное изделие, наоборот, найдено – это предвещает большую удачу (но уже без конкретики). А вот обронить или забыть серьги перед рейсом где-то еще, кроме самолета – дурной знак, указывающий, что в пути могут случиться неприятности.

Есть и приметы, которые касаются других видов транспорта. Например, приезжать на рейс или уезжать после него домой на личной машине, такси или общественном транспорте – вполне допустимо. А вот прибыть к самолету на пожарной или санитарной машине – плохой знак. Кстати, и отправляться на них домой после работы на них тоже не стоит. Конечно, это касается не экстремальных ситуаций, а случаев, когда вас, например, просто предлагают подвезти.

Если член экипажа споткнулся, поднимаясь на борт – рейс будет трудным. А для того, чтобы полет прошел, наоборот, легко, должна сбыться немудреная примета бортпроводниц. Первым из пассажиров, поднявшимся на борт, они хотят видеть непременно мужчину.

Как известно, весь инвентарь на борту тщательно учитывается. И если кому-то не хватило столовых приборов – это неприятно с материальной точки зрения. И не только с нее – несовпадение считается нехорошим знаком. Нежелательно также уносить какие-то вещи с самолета. И не только по соображениям чистоплотности и порядочности, хотя и они играют большую роль. По профессиональным повериям, с каждой взятой с борта вещью пропадает и часть удачи. А ее растрачивать нельзя – в авиационном деле она весьма нужна и полезна.

Если на борту у вас сломалась дорожная сумка – расстраиваться не стоит. Согласно «воздушным повериям», это предвещает прибыль. А еще о скором улучшении материального положения говорит такая, казалось бы, весьма неприятная случайность, как проливание напитков в полете. Это тоже примета от бортпроводников.

Среди суеверий, ритуалов и «народной мудрости» встречаются утверждения, которые можно обосновать логически . Например, понять, почему в полете нельзя бриться – легко: это отвлекает от прямых обязанностей и даже может быть нарушением техники безопасности. Но есть и такие приметы, которые «материального» объяснения не имеют. Почему, например, нельзя рвать цветы на аэродроме? Или свистеть в небе? А веники и метлы в самолет обязательно ставить помелом вверх, чтобы не «выгнать» удачу? Если же на борту рассыпалась соль, щепотку нужно обязательно бросить через левое плечо. Это самый простой способ предотвратить возможный убыток.

Почти каждому знакомо выражение «попасть пальцем в небо». Оно и в переносном смысле имеет весьма неприятное значение, а в буквальном в авиации вообще стараются так не поступать. Указывание пальцем в небо обещает плохую, нелетную погоду. И это – одна из стихийных примет. Они относятся к области явлений, которые трудно обосновать логически, а тем более – повлиять на них.

Некоторые из таких предзнаменований даже звучат неординарно. Например, плохой приметой считается мертвая птица, увиденная по пути на рейс. Забавно для непосвященных и следующее утверждение: «Если в небе встречается самолет, который в ту же сторону летит - хорошая примета, навстречу – наоборот». Еще одна интересная закономерность: если луна при взлете светит в правый борт – это к деньгам. Как вы догадываетесь, на это тоже сложно повлиять. Но, пожалуй, необычнее и занимательнее всего примета, которая как будто пришла из области фантастики: «Перелететь радугу – к прибыли». Правда, говорит она тоже о деньгах…

Конечно же, далеко не все авиаторы ко всему перечисленному относятся абсолютно серьезно. Более того – мы не утверждаем, что пассажиры тоже должны это учитывать. Но знать о любопытных профессиональных повериях стоит - хотя бы из интереса.