Можно ли мусульманам есть пасхальные яйца. Бывает ли Пасха у мусульман? Пасхальные традиции у татар Поволжья

Иисус не умер на кресте. Он был сыном девы Марии, но не был сыном Бога. Он не искупил грехи человечества. Он излечивал больных, возвращал зрение слепым и воскрешал мертвых. Он говорил целыми предложениями, будучи еще младенцем в колыбели именно тогда он объявил своей матери, Марии, что Бог даровал ему знание Священного писания и сделал его пророком. Иисус не всемогущ и не вечен. Иисус — мессия. Иисус — мусульманин.

Таков Иисус в Коране. Он упоминается в 93 стихах Корана — чаще, чем любой другой пророк, за исключением Мухаммеда — и рассказ о жизни Иисуса в Коране совпадает с Евангелиями даже больше, чем полагает большинство мусульман. Моя жена — мусульманка, получившая образование в медресе, однако когда я в разговоре упомянул о том, что Иисуса родила дева, она отнеслась к этому скептически. «В Коране действительно так сказано?» — спросила она. Я попытался отыскать это место, но через пять секунд она меня остановила. «Не старайся, — сказала она. — Я уже нашла это в Википедии». Именно так там и было написано.

В преддверии Пасхи мне стало интересно, что в Коране написано о распятии. Я позвонил своему знакомому имаму, Ибрагиму Сайяру (Ibrahim Sayar), и мы решили встретиться за чашечкой турецкого чая. Сайяр много времени посвящает работе по налаживанию отношений между представителями различных вероисповеданий, и большая часть этой работы заключается в том, чтобы встречаться с ними и вместе наслаждаться кебабами. По его словам, упоминание о статусе Иисуса в исламе в разговорах с христианами может стать хорошим подспорьем в налаживании отношений. «Я всегда говорю им, что миллионы мусульман называют своих детей в честь Иисуса и Марии — мы зовем их Иса и Мариам, — рассказал он. — Ни один человек не назовет своих детей в честь кого-то, кто ему не нравится».

Он подчеркнул, что в исламе «вера в Иисуса является необходимым требованием. Если вы в него не верите, вы автоматически перестаете быть мусульманином». Согласно хадисам Мухаммеда — высказываниям Пророка, которые по своему значению уступают только Корану — Иисуса забрали на небеса. Он вернется в конце времен на востоке Дамаска, и его руки будут покоиться на плечах двух ангелов. Увидев его, антихрист растворится, как соль в море, и Иисус будет править миром в течение 40 лет. Но чему мусульмане не верят, так это тому, что Иисус умер на кресте. По словам Сайяра, об этом ясно написано в четвертой суре Корана, стих 157: «Его не убили и не распяли».

В исламе Библия считается священной книгой. Тогда я спросил, как этот стих Корана согласуется со свидетельствами о смерти Иисуса в Евангелиях. Сайяр ответил, что ключевой здесь является фраза «его не распяли», «несмотря на то, что все выглядело именно так». Он объяснил, что знатоки ислама интерпретируют этот стих по-разному. Некоторые из них считают, что кого-то действительно распяли, но это был не Иисус, а, возможно, даже Иуда. По их мнению, кем бы тот человек ни был, Бог изменил его лицо, чтобы он стал похож на Иисуса, а сам Иисус спасся. Еще одним вариантом этой версии является утверждение, что Господь изменил зрение людей, присутствовавших при распятии, чтобы они подумали, что видят Иисуса. Другие полагают, что Иисуса действительно прибили гвоздями к кресту, но он, в конце концов, выжил, поэтому то, что произошло на Пасху, было не воскрешением, а скорее приходом в чувства. Некоторые утверждают, что никого вообще не распинали. «Разумеется, — сказал Сайяр, — у всех есть свои аргументы».

Для мусульман детали распятия носят скорее академический характер. Тем не менее, разногласия между христианами и мусульманами в отношении сущности Иисуса носят характер фундаментальный, независимо от того, что во многих смыслах их понимание Христа совпадает с Евангелием. С точки зрения мусульман, Иисус не был и не мог быть сыном Бога. Он был пророком, но все-таки он был смертным, и Бог не был его отцом. «Я понимаю, что, если вы верите, что кто-то — Бог, а другие люди говорят вам, что он им не является, для вас это звучит как оскорбление, — сказал Сайяр. — Но если вы посмотрите на этот вопрос с точки зрения мусульман, то вы не найдете разницы между Иисусом, Авраамом и Мухаммедом». В Коране упоминается 25 пророков и практически все они известны нам из Библии: Адам и Ной, Моисей и Авраам, Давид и Соломон, Лот и Иов, Иоанн Креститель. «Все они посланники Бога», — добавил Сайяр. Между тем, для христиан послание Иисуса неотделимо от распятия и воскрешения.

Когда встречаются мусульмане и христиане, по словам Сайяра, их объединяет знание об Иисусе. Однако если в разговоре будет развиваться тема того, что именно случилось с Иисусом Евангелия и Иисусом Корана, это лишний раз подчеркнет то, насколько огромна пропасть между ними. «Мы пытаемся научиться чему-то друг у друга, — сказал Сайар. — Мы делаем это не ради загробной жизни. Мы делаем это ради жизни земной. После смерти мы в любом случае поймем, кто из нас был прав, а кто неправ в том, кем был Иисус — там мы все узнаем». Поэтому пока мы живы, нам, вероятно, лучше всего сосредоточиться на кебабах.

Примером выражения толерантности, межнациональной, межконфессиональной культуры общения служит то, как празднуется у мусульман. Ближайшая к христианству религия - мусульманство. Об этом говорит то, что Кораном Христос признан великим пророком, почитаемы также Дева Мария, Иоанн Креститель. Это одна из причин давних добрососедских отношений православных и мусульман. Проявляются терпимость и взаимоуважение в праздновании самых главных праздников для приверженцев обеих религий.

Для христиан Пасха неотделима от распятия и воскрешения: это праздник торжества жизни и искупления грехов человеческих крестными муками Христа. По мусульманским представлениям первородный грех как понятие не существует: при наступлении Судного дня каждый сам несёт ответственность за свою земную жизнь. Между христианами и мусульманами существуют также разногласия относительно мессианской сущности Иисуса. Согласно Корану Иисус (Иса), хотя и был пророком, но был смертным человеком, а не сыном Божьим. Поэтому, согласно учению Ислама, Христос не мог умереть ради искупления грехов всего человечества, подробности распятия при этом имеют скорее академический характер. Мусульмане не верят и в то, что Иисус умер на кресте, а значит, в этом случае, по их убеждению, он не может и воскреснуть. Согласно высказываниям Мухаммеда, Иса пребывает на небесах и вернется на землю в конце времён.

Пасха не отмечается мусульманами в догматических рамках, присущих христианству, но у них существует другой, абсолютно схожий по содержанию праздник. Его название, Курбан-байрам, так и переводится: «праздник жертвы». Знаковый, метаисторический и глубинный смысл его тот же, что и для ветхозаветного Песаха и Пасхи Нового Завета: запрет на человеческие жертвоприношения и вера в милость Бога.

Сюжетная канва событий, предшествующих появлению праздника, описана в Коране и перекликается с библейской легендой о жертвоприношении Авраама. Аллах, решив испытать праведника Ибрахима, повелел тому убить своего сына Исмаила. В последний момент посланный Богом ангел не дал совершиться жертве человеческой, заменив её молодым барашком.

Курбан-байрам - самый почитаемый в исламской традиции праздник, и в этом смысле его можно сравнить с Пасхой христианской.

Обрядовое сходство праздников

Прослеживаются и обрядовые параллели, позволяющие говорить, что Курбан-байрам - это своеобразная мусульманская Пасха.

Тем не менее, несмотря на фундаментальные различия, в диалоге мусульман и христиан объединяющим началом служит знание об Иисусе. Более того, вера в Иисуса является необходимым требованием, предписываемым Кораном. Большинство проповедующих ислам прекрасно осведомлены и о и о традициях её празднования. Поэтому можно сказать, что мусульмане празднуют Пасху вместе со своими соотечественниками-христианами.

Коран не запрещает в Светлое Воскресение Христово отвечать «Воистину воскреснет!» на .

Принимая в дар куличи, крашеные яйца, верующие в Аллаха понимают, что это не навязывание чужой религии, а желание разделить радостное, светлое настроение. В такой обстановке единства проходит, например, чеченская Пасха, где уделяется равное внимание религиозным нуждам коренного мусульманского населения и православных. Правительством Чеченской Республики даже создан специальный оргкомитет по подготовке к празднованию Пасхи.

Пасхальные традиции у татар Поволжья

Ещё более ярким примером взаимопроникновения религиозных и обрядовых обычаев у различных народов, проживающих в едином территориальном пространстве, является татарская традиция отмечать особый весенний праздник. Он по-разному называется у представителей разных этнических групп и не имеет привязки к дню календаря, как солнечного, так и лунного. Относится он к категории «народных» и совпадает по времени с наступлением , также не имеющего конкретной даты.

Этот праздник казанские татары называют Сабантуй, касимовские и татары-мишари - Кызыл йомырка Байрам, кряшены - Саран, Улы Байрам, Пасха Байрам. Люди при этом осознают, что , разница лишь в том, что для кого-то это действительно праздник со всеми его смысловыми составляющими, для других - привнесение православных элементов в мусульманскую (татарскую) культуру.

Первоначально создаётся впечатление, что нет причин отождествлять праздник Сабантуй с для казанских татар. Но при более пристальном рассмотрении становятся хорошо заметны особенности, присущие христианским канонам. Например, одним из обязательных этапов в порядке празднования Сабантуя в сельской местности является день сбора крашеных яиц, Кызыл йомырка Кане, когда подростки и дети ходят по домам всей деревни и собирают яйца, заранее окрашенные в отваре луковой шелухи. Тот же обычай с небольшими индивидуальными отличиями существует у касимовских татар и татар-мишарей.

Подобное сосуществование двух монотеистических религий приводит нас к осознанию того, что они являются различными аспектами единой истины и единого Бога. Проявляя понимание и уважение к представителям других конфессий, отношения с Богом можно сделать намного глубже и многограннее.

В отличие от григорианского летоисчисления исламский год начинается не 1 января, а в день Хиджры, когда Пророк Мухаммед переселился из Мекки в Медину в 622 году нашей эры. В каждом из 12 месяцев мусульманского календаря в среднем 29 дней. Тем не менее фиксированной даты начала и конца каждого месяца нет, поскольку они плавают в зависимости от фазы Луны (от новолуния к новолунию). Всего же лунный год насчитывает 354 дня, таким образом он на 11 дней короче солнечного. Именно поэтому ежегодно календарь сдвигается на 11 дней, а, следовательно, и меняются даты некоторых праздников.

Всего в мусульманском календаре насчитывается 36 праздников. Каждый из них имеет сакральное значение для представителей исламского мира.

Главная отличительная черта исламского календаря – в нем нет праздников, заимствованных у других религий. Поскольку Мухаммед запретил своим последователям отмечать события других вер.

В феврале

  • 19 февраля – Страдания Фатимы.

Фатима – младшая дочь Проророка Мухаммеда. Для мусульман она является примером богобоязненности и терпения, а также наилучших нравственных качеств. Умерла спустя несколько месяцев после гибели своего отца. Смерть Фатимы верующие рассматривают как акт мученичества и в честь этого ежегодно почитают ее память 20-дневным трауром.

В марте

В первый месяц весны празднуют несколько событий.

  • 21 марта – .

В некоторых странах называют Нооруз, Наврыз. Знаменует собой обновление жизни, а также считается днем очищения. Принято готовится к нему заранее, за 2 недели. Верующие проращивают пшеницу и чечевицу, которым после украшают праздничный стол. Обязательно наводят порядок в доме. Есть убеждение, что в Навруз Аллах прощает грехи и долги.

  • 22 марта – Ночь Рагаиб.
  • 25 марта – Хиджра в Эфиопию.
  • 31 марта – День рождения имама Али.

В апреле

  • 14 апреля – Исра и Мирадж.

Исра – перенесение Пророка Мухаммеда из мечети, расположенной в Мекке, в иерусалимскую мечеть, и последующее его вознесение на Небо (Мирадж).

В мае

  • 1 мая – Ночь Бараат.

Верующие уверены, что в эту ночь Аллах способен не только простить грехи, долги, но и покарать, воздать за прегрешения. Именно поэтому мусульмане в этот день молятся с особым трепетом и обещают не совершать ничего скверного.

  • 2 мая – День рождения имама Махди.
  • 17 мая – начало Священного месяца .

Рамадан (в некоторых странах называют Орозо, Рамазан) – наиболее уважаемый в исламской культуре пост. Продолжительность – месяц. В это время верующим запрещено употреблять пищу и воду в светлое время суток, сквернословить, курить, вступать в половую близость. Главная цель – очиститься духовно и телесно, осознать свои ошибки и не допускать их впредь.

В эту же дату совершают и малое паломничество, Умра.

В июне

  • 2 июня – Битва при Бадре.
  • 5 июня – День фатх Мекка.
  • 6 июня – Страдания имама Али.
  • 9 июня – Ночь Могущества и Предопределения.

Еще один большой религиозный праздник. Считается, что именно в этот день Пророку Мухаммеду были ниспосланы первые суры священного Корана.

  • 15 июня – окончание Священного месяца Рамадан.

В разных мусульманских странах именуют событие по-разному – Ураза Байрам, Рамадан Байрам или Орозо Айт. Принято посещать мечеть, раздавать милостыню, приглашать родственников и накрывать богатый стол.

  • 15 июня – Битва у рва.
  • 17 июня – Битва при Ухуде.
  • 24 июня – Битва при Хунейне.

В июле

  • 9 июля – Страдания имама Джафара.
  • 15 июля – Договор при Худайбии.

В августе

  • 13 августа – начало месяца Зуль-Хиджа.
  • 21 августа – День Арафат.

Знаменует изгнание Адама и Евы из рая. Верующие убеждены, что если согрешить в этот день, грех будет увеличен в 100 раз и обязательно вернется на земле или в существовании после смерти.

  • 22 августа – праздник жертвоприношения.

Знаменует собой завершение Хаджа (паломничества в Мекку). В одних странах называют , в других (например, в Кыргызстане) – Курман айт. Принято накрывать богатый стол и в качестве жертвы приносить барашка. При этом мясо животного делят на 3 части, одну из которых отдают бедным, вторую съедают с родными, близкими и друзьями, а третью не воспрещается оставить себе.

  • 23 августа – Ат-Ташрик.
  • 30 августа – Гадир-Хум.

В сентябре

  • 5 сентября – Ид аль-Мубахиля.
  • 11 сентября – Новый год по Хиджре.

Именно с этого дня берет отсчет Лунный календарь. При этом отмечают наступление нового года в мусульманских странах не так, как в европейских и западных. Нет ни елки, ни салютов, ни шампанского в полночь, верующие даже не накрывают пышный стол, вместо этого они идут в мечеть и читают проповедь о Пророке Мухаммеде.

  • 17 сентября – поход на Хайбар.
  • 19 сентября – Ташуа имама Хусейна.
  • 20 сентября – День Ашура или поминовения пророков посланников Аллаха.

Дата сотворения небес, ангелов и первого человека на Земле. Но для верующих это вовсе не праздничное событие, а траурное, поэтому многие мусульмане прилюдно истязают себя, а отовсюду разносятся соответствующая музыка и причитания.

В октябре

  • 11 октября – начало месяца Сафар.
  • 30 октября – Арбаин.

В ноябре

  • 5 ноября – Ночь Хиджры.
  • 7 ноября – День смерти пророка Мухаммеда — одно из печальнейших событий исламской религии.
  • 20 ноября – День рождения Пророка Мухаммеда.

В большинстве мусульманских стран эта дата является официальным выходным. Событие отмечают с широким размахом, в некоторых государствах и субъектах РФ устраивают трехдневные каникулы.

Полемика, развернувшаяся между египетскими мусульманами по поводу поздравлений христиан с Пасхой, невольно напомнила о дебатах четырехлетней давности в России по поводу придания Пасхе статуса федерального праздника.

Напомним, в конце апреля портал "Аль-Арабия" дал информацию о , муфтия Абдурахмана Аль-Барри о поздравлении своих соотечественников коптов с праздником Пасхи.

Как считает ученый, нет ничего предосудительного в том, если египтянин-мусульманин, не ущемляя религиозных чувств мусульман и не посягая на предписания ислама, обратится с комплементарным поздравлением к своему соотечественнику - немусульманину, и в нейтральных тонах. без утверждений в самом поздравлении признания распятия Иисуса Христа, чисто формально пожелает ему удачи. Ибо в таком поздравлении, по его мнению, нет утверждения того, что отрицается исламом, нет соучастия в молитвах.

Между тем, в исламском мире существует совершенно однозначное отношение к воскрешению Христа и, согласно вероубеждениям мусульман, он не умер, а вознесся к Всевышнему. Именно поэтому, по утверждению оппонентов Абдурахмана Аль-Барри, поздравление мусульманами коптов с Пасхой является большим грехом. Изданная им фетва вызвала вызвала в египетском обществе широкий общественный резонанс.

В многогонфессиональном российском государстве, напротив, инициатива питерских депутатов о придании Пасхе статуса общероссийского праздника, в первую очередь, получила в 2009 году поддержку со стороны лидеров мусульманской уммы: экс-муфтия Татарстана Гусмана Исхакова, ратовавшего за острую необходимость подчеркивания праздника Пасхи на общегосударственном уровне; главы ЦДУМ Талгата Таджуддина, подтвердившего единодушное признание православной Пасхи общероссийским праздником последователи ислама; первого зампреда ДУМЕР Дамира Гизатуллина, признавшего за православными полное право отмечать Пасху на общефедеральном уровне на основании их подавляющего большинства; руководителя КЦМСК Исмаила Бердиева, заверившего в адекватном восприятии идеи о придании православной Пасхе общероссийского праздника со стороны мусульман.

Но как же быть с фетвой по поводу поздравлений российскими мусульманами своих братьев христиан? Можно ли поздравлять их с Пасхой? Судя по опросу ИА IslamNews мусульманских религиозных деятелей Пензенской области, мнения по этому вопросу сильно разделились. 

Председатель РДУМ (ЦДУМ) Пензенской области Абубакир Юнкин.

Не можно, а даже нужно. Особенно духовенству. Поскольку мы живем в одном обществе, то мы должны друг с другом встречаться, обмениваться мнениями, делиться радостями и надеждами. Они же нас поздравляют с мусульманскими религиозными праздниками. Почему же нам нельзя?

Муфтий ЦДУМ (РАИС) Пензенской области Асият Уразаев.

По этому поводу существуют разногласия среди исламских ученых, но я не богослов и не могу что-то однозначно утверждать, По моему мнению, все же, можно. Мы живем бок о бок с православными братьями и другими конфессиями более тысячи лет. У нас все Верховные муфтии России поздравляют христиан с Пасхой! И мусульманам тоже приятно, когда христиане поздравляют нас с нашими праздниками. Почему же не сделать друг другу приятное?

Первый заместитель муфтия ЦДУМ (РАИС) Пензенской области, имам-хатыб Соборной мечети г. Каменки Нурулла Ахтямов.

Такое поздравление христиан, по мнению некоторых ученых, считается одним из запретных видов поклонения. Другие ученые говорят, что есть много путей, которые ведут к братскому взаимопониманию и конфессиональному согласию. Допустим, путь милосердия или социального служения. Вот с этими направлениями, без идеологической подоплеки, все религии солидарны.

Поскольку все мы живем в мире и согласии, то в поздравлении того или иного представителя религии, будь то христианин или иудей, проблем я не вижу.И если в самом факте распятия между мусульманами и христианами, католиками и православными, имеются расхождения, то у нас, в России, даже при существующих разногласиях, уклон, прежде всего, делается на то, что мы живем в одном государстве.

Ведь те, кто отрицает поздравления, мотивируют свой подход тем, что Иса не был распят, а был вознесен. С другой стороны, мусульмане пророка Ису не отрицают и признают его, как посланника Бога. Поэтому не надо углубляться в канву самого события, а нужно просто поздравить христиан с их традиционным праздником. И нет ничего плохого в том, что люди собираются почтить Бога, покаяться и сделать причащение. А Пасха - это хороший повод для христиан поговорить о религии и укрепить братские узы.Такие праздники только лечат, они делают нас намного добрей и терпимей друг к другу.

И если мы видим, что люди собираются на торжества, то, в этом случае, должны направлять свои поздравления в нужное русло. Когда человек другой конфессии поздравляет своего брата со знаменательным религиозным событием, то в целом укрепляются пути конфессионального сотрудничества.

Первый заместитель муфтия ДУМ (СМР) Пензенской области, имам-хатыб Соборной мечети Пензы Рафик Шабанов.

В Коране и сунне пророка, мир ему, я таких доказательств не встречал. С другой стороны, очень часто бывает, что мы общаемся с друзьями и соседями из числа немусульман. И мы их поздравляем с бракосочетанием, рождением ребенка, новосельем, покупкой дома или машины. Такое в среде мусульман практикуется, а насчет Пасхи, повторяюсь, таких доказательств я не встречал. От себя добавить ничего не могу.

Муфтий ЕДУМ (независимый муфтият) Пензенской области Абдуррауф Забиров.

У нас, мусульман, в соответствии с кораническим учением, Иисуса (Ису) не распяли и мы его распятие не признаем. В Коране говорится о том, что Всевышний Аллах вознес его на небеса. Распяли же его ученика, которому Аллах придал облик пророка. Иса жив, находится на втором небе, а перед Судным днем Аллах вновь ниспошлет его на землю - Воистину, он является признаком Часа. Ничуть не сомневайтесь в нем и следуйте за Мной! Это - прямой путь (Сура "Аз Зухруф", 43: 61).

Когда пророк Мухаммад, мир ему, совершил ночное путешествие (вознесение) в месяц Раджаб, за год переселения из Мекки в Медину, он встретился с Исой, мир ему. Одним из больших знамений Судного дня будет снисхождение Исы на землю. И он, сложа руки на крылья ангелов, снизойдет в Дамаске на белой минаретной мечети. Одеяния его будут подобны одеяниям земли. Иисус будет возведен, чтобы установить закон и справедливость Всевышнего. Придет для того, чтобы исполнить миссию, которая на него возложена: убьет антихриста и будет судить по шариату, уставу пророка Мухаммада, мир ему.

По его мольбе Всевышний поразит народы гогу и магогогу, нашествие которых потрясёт мир незадолго до прихода мессии, а потом Иса обратится к Нему с мольбой, чтобы он сделал его пророком общины праведников и Всевышний примет ее, тогда истинные последователи Исы будут вознесены над неверующими, что свершится в период времени, предшествующего Судному дню.

Важно также напомнить, что Мухаммад, мир ему, последний пророк посланный Аллахом, которому Он ниспослал Коран, как последнее Откровение, указывающее на истинный путь вплоть до Судного дня, но когда Аллах явит чудо возвращением на землю пророка Исы, который 2000 лет назад был научен Таурату (Тора) и Инджилю (Евангелие), то он будет научен Китабу ат-Таухид (Коран). При этом религия Ислам, которой научил человечество Мухаммад, мир ему, останется неизменной, а пророк Иса при втором пришествии последует Корану.

Коран сообщает, что перед смертью пророка Исы все из людей Писания уверуют в него, и тогда, относительно него, сбудутся три несбывшихся Божественных обета. Во-первых, перед Судным днем он будет жить и умрет, как все люди. Во-вторых, все люди Писания увидят его в человеческом обличии и последуют за ним. В третьих, в Судный день пророк Иса будет свидетелем над людьми Писания.

Мы считаем Ису человеком, пророком в духовном смысле приближенном к Творцу, и он вкусит смерть, как вкушает ее каждая душа, а потом мусульмане прочитают над ним заупокойную молитву и он будет захоронен в Медине, рядом с нашим любимым пророком Мухаммадом, мир ему, где для него приготовлено место.

В Коране и хадисах говорится о сотрудничестве с христианами и иудеями. Мы с уважением относимся к их вероубеждениям и традициям, поскольку они являются людьми упомянутыми в Писании.

Мы с уважением относимся к Исе, как посланнику Всевышнего, о котором упоминается в более чем 40 хадисах, в Коране есть даже отдельная сура, которая именуется Марьям (Мария). Мы верим в его благословенное рождение; в то, что ему было ниспослано на арамейском языке Евангелие; в чудеса подтверждающие пророческую миссию, и всегда рады поздравить христиан с Рождеством, но мы не можем поздравить их с тем, в чем не убеждены! Поздравить с тем, во что не верим! Христиане говорят, что Ису распяли и он умер, а потом воскрес. Коран же убийство Исы отрицает.

О том, что пророк Иса был вознесен, но не был убит, говорится в одном из аятов Корана: - Воистину, мы убили мессию Ису, сына Марйам, посланника Аллаха. Тогда как они не убили его и не распяли. Им было показано его подобие. Воистину, те, которые расходятся во мнениях об этом, находятся в явном сомнении. Нет у них об этом никакого знания, кроме как следования за предположением. Они, конечно же, не убили его. (Сура "Ан-Ниса", 4: 157).

Что же касается тех мусульман, которые считает поздравления христиан с Пасхой уместными, пусть они приведут коранические доказательства, а если они не могут привести доводы тому, что утверждают, значит, они врут. Всевышний Аллах сказал: "Скажи: Приведите ваши доводы, если вы говорите правду будет награда от Господа. Им нет нужды опасаться, и не будут они огорчены" (Сура "Корова" 3 аят).

Иисус не умер на кресте. Он был рожден девственницей, но он не является Сыном Божьим. Он не искупил грехи человечества. Он исцелял больных, даровал зрение слепым и воскрешал мертвых. Он говорил своей матери о том, что Бог даровал ему писание и сделал его пророком. Иисус не является ни всемогущим, ни вечным. Иисус является Мессией. Иисус является мусульманином.

Таковым является Иисус, о котором говорится в Коране. О нем упоминается в девяносто трех аятах священной книги - больше чем о ком-либо другом после пророка Мухаммада. «Кораническая» жизнь Иисуса имеет гораздо больше соответствий с его жизнью, представленной в Евангелии, чем представляют себе многие мусульмане. Моя жена является мусульманкой, окончившей медресе, но когда я упомянул о непорочном зачатии Иисуса, она восприняла это скептически. "В Коране действительно об этом говорится?», - спросила она. Я начал искать данные аяты в Коране, но она тут же меня остановила. "Не утруждай себя этим", - сказала она. "Я уже нашла их в Википедии". И там действительно имелись такие аяты.

С приближением Пасхи меня стал интересовать вопрос о том, что в Коране сказано о распятии на кресте. Я позвонил знакомому имаму Ибрагиму Сайар и мы встретились с ним за чашкой турецкого чая. Сайар занимается межконфессиональными отношениями, и его работа предполагает совместную трапезу с представителями разных вероисповеданий. По его словам, в компании христиан упоминание положения Иисуса в исламе может быть хорошей темой для дружеского общения. "Я всегда говорю людям, что миллионы мусульман носят имена Иисуса и Марии – Иса и Марьям", - говорит он. "Никто не станет называть своих детей именами, носители которых вызывают неприязнь".

В исламе, подчеркнул он, "вера в Иисуса является абсолютной необходимостью. Если вы не верите в него, вы автоматически перестаете быть мусульманином». Согласно хадису, Иисус был поднят на небо, и когда наступит конец света, он вернется на Землю, оказавшись в восточной части Дамаска, и его руки будут лежать на плечах двух ангелов. Когда Антихрист его увидит, то раствориться как соль в воде, и Иисус будет править на Земле в течение сорока лет. Мусульмане не верят именно в то, что Иисус умер на кресте. По словам Сайар, этому есть ясное подтверждение, которое содержится в 157-м аяте четвертой суры Корана: «Они не убили его, и не распяли».

С точки зрения ислама, Библия считается священной книгой. На мой вопрос: «Как же тогда этот аят Корана может не противоречить сообщениям о смерти Иисуса, содержащимся в Евангелиях?», Сайар ответил, что ключом к разгадке этого вопроса является выражение, следующее после слов "и не распяли": «но это только представилось им". Мусульманские ученые, объяснил он, по-разному интерпретируют данный отрывок. Некоторые считают, что действительно был распят, но это был не Иисус, а его ученик,или вероятно, Иуда. Кто бы это ни был, говорят ученые, Бог изменил его лицо таким образом, чтобы он стал похожим на Иисуса, а сам Иисус был спасен. Согласно другому мнению, Бог изменил представление тех, кто стал свидетелем этого распятия таким образом, чтобы они думали, что видят Иисуса. Есть те, кто утверждает, что это именно Иисус был пригвожден к кресту, однако сумел выжить. И то, что произошло в воскресную Пасху, было не воскресением, а возрождением. Некоторые говорят, что никто не был распят вовсе. "Конечно", - сказал Сайяр, "у всех есть свои доказательства".

Для мусульман особенности распятия в основном относятся к области теории. Однако разногласие между христианами и мусульманами относительно природы Иисуса является фундаментальным, независимо от того, какое количество версий понимания его обеими сторонами может совпадать. Для мусульман Иисус не является Богом и не может иметь божественную природу. Он является пророком и он смертный, а Бог не является его отцом. «Я понимаю, что ситуация, когда кого-то, кого вы считаете Богом, другие таковым не считают, воспринимается как оскорбление», – сказал Сайяр. «Но если вы посмотрите на это с мусульманской точки зрения, то не увидите никакой разницы между Иисусом, Авраамом, и Мухаммедом. В Коране упоминается двадцать пять пророков и почти все из них имеют своих аналогов в Библии: Адам и Ной, Моисей и Авраам, Давид и Соломон, Лот и Иов, Иоанн Креститель». «Они все посланники», - добавил Сайяр. «Но для христиан, пророческая миссия Иисуса неотделима от его распятия и воскресения».

Сайяр отметил, что когда мусульмане и христиане встречаются, обсуждение Иисуса может зайти слишком далеко. Углубившись в разговор относительно того, что произошло с Иисусом в Евангелии и что сказано о нем в Коране, можно только обострить разногласия. «Мы стараемся учиться друг у друга, при этом оставаясь при своем», - сказал Сайяр. «Мы не делаем это для загробной жизни. Мы делаем это для этой жизни. В загробной жизни мы в любом случае узнаем, кто был прав, а кто ошибался и кем на самом деле является Иисус. А пока это время не наступило, лучше сосредоточиться на шашлыках».